А вы умеете слушать?

Вы правда считаете, что умеете слушать? И всегда запоминаете, что вам сказали? Вы будете разочарованы или, может быть, поначалу просто не поверите. Но это не имеет ровно никакого значения. Вы либо умеете слушать либо нет? Практика показала, что 90% на самом деле слушать по настоящему не умеет, хоть и думают иначе.

Давайте сначала попробуем разобраться насколько важно нам умение слушать в жизни. Всегда декларируется, что очень важно. На словах тоже очень многие умеют слушать, но если посмотреть на деле, то явно видны очень серьезные проблемы. Возьмите примеры классических переговоров, и вы поймете, что это именно так.

Чаще всего в бытовых переговорах, в деловых, и на самом высоком уровне каждая сторона просто сообщает, то, что она может предложить или хочет доказать, и в дальнейшем продолжает настаивать на своем, приводя менее и более убедительные аргументы. На более высоких уровнях, скажем между топ-менеджерами, или на серьезных совещаниях на первых взгляд кажется, что дело обстоит лучше. Там для этого даже существуют правила.

Например, нужно дослушать собеседника, а потом уже говорить, или говорить по-очереди, и только по одному аргументу и так далее. Но все это, скажу я вам честно, не очень сильно помогает. Во время своих переговоров или таковых совещаний проведите очень простой тест: когда говорит другой человек, осознайте, что вы в этот момент делаете. Вы можете на этом месте отложить книгу и вернуться к её прочтению после того, как это сделаете, или просто вспомнить подобную ситуацию сейчас и сопоставить с моими наблюдениями.

Увы, но большинство людей в это время заняты, в лучшем случае, обдумыванием возражений на ещё недосказанную мысль, а нередко и обдумыванием каких-то мыслей, «зацепившихся» за какое-то слово или фразу из сказанного и возникших у нас в голове. Знаю, знаю, что многие из вас сейчас сразу скажут, что это не так. Собственно, об этом и речь. Те, кто так сделал, ещё не дочитали мысль до конца, а уже пытаются возражать. В физиологическом смысле это нормально. Так уж устроен наш мозг. Но в переговорной практике вы действительно слышите и понимаете собеседника только когда храните полное внутреннее молчание.

Полное внутреннее молчание и никак по-другому. То есть, когда собеседник ещё что-то излагает, а у вас возникает желание что-то сказать, возразить, добавить,спросить, то в этот момент вы уже не слышите собеседника. И не понимаете, что он хочет до вас донести, да ещё и собьете его с мысли, когда это сделаете. Вам может казаться, что вы знаете, что человек хочет сказать и поэтому вы вправе уже что-то говорить, не дослушав его до конца. Но это не так. Никто и никогда не может знать ход мыслей другого человека, и тем более какую мысль и в какой формулировке и интерпретации он хочет до вас донести. Согласитесь, зачастую вы сами излагаете сначала некоторые обстоятельства дела, а потом уже формулируете свою мысль.

Так давайте эту возможность и другим! Я вам больше скажу, даже когда у вас просто возникла мысль во время того, когда говорит другой, вы уже перестаете слышать, а лишь делаете вид, что слушаете. Помните, только полное внутреннее молчание.

Именно так мы упускаем массу ценных идей и возможностей. Я нисколько не преувеличиваю. Ведь, если мы не слышим человека, возникает масса факторов, мешающих эффективным переговорам. Ну скажем, сначала вы сбиваете с мысли собеседника. Потом он, понимая это, начинает злиться на вас внутри себя, внося уже негативный оттенок в разговор. Но и самое главное, не выслушивая и значит не понимая мысли, идеи, интересы партнеров по переговорам, мы либо теряем время, либо вообще упускаем возможность заключения выгодных сделок или принятия качественных решений.

Теперь несколько слов о том, что с этим делать. Как и навыки невербального общения, умение слушать очень плохо поддается тренировке в обычных условиях. Я бы даже сказал, что это может нанести определенный вред, по крайней мере в тех переговорах, в которых вы будете пытаться это делать.

Исходя из этого, тренировать этот навык следует по аналогии с вышеупомянутыми.

Выберете один день в неделю, когда перед определенными переговорами вы будете давать себе задания внимательно слушать собеседника, дослушивая все, что он говорит до конца. При этом на эти переговоры включайте некоего «внутреннего контролера» и периодически отслеживайте свое состояние (действительно ли вы слушаете, нет ли у вас других мыслей в голове или желания что-то сказать).

Это очень сложно. Поэтому не следует выбирать для своих упражнений очень сложные или серьезные переговоры. Через некоторое время тренировок, когда вы действительно освоите умение слушать, вы почувствуете как качество ваших переговоров меняется в положительную сторону.

На практике обучиться эффективным переговорам вам поможет тренинг «Основы переговорного мастерства»! Все о переговорах на сайте kvsmirnov.ru

Как говорится «имеющий уши да услышит».

Учитесь переговорам и будьте успешны!

Не забудьте поделиться с друзьями понравившимися материалами с помощью кнопок социальных сетей.

Константин Смирнов, бизнес-тренер в сфере переговоров и делового общения.


Новость компании У.П.П. (Управление.Продажи.Переговоры.)


все новости

Другие новости

14 июля исполняется 21 год со дня выхода первого номера журнала "Прайс" »
Главная цель соревнований – совершенствование и развитие управленческого стратегического мышления руководителей и менеджеров, формирование управленческого кадрового резерва. »
27 мая 2015 года в 11.00 - Челябинск
12 конкретных шагов, которые, при грамотном внедрении, увеличат Ваши продажи как минимум на 30%. Реальный результат в виде увеличения объема продаж.
 »
Два дня шли соревнования с целью выявить кто же из участников лучше владеет искусством управления людьми и обладает большей внутренней силой. »